История о Facebook, катушечных магнитофонах и безопасности

У новых технологий обычно есть неудобства и недостатки. Еще их объединяет сложность освоения и высокая цена ошибки, особенно в вопросах безопасности.

Считаете, что в мире социальных сетей все уже созрело и  «устаканилось»? Подумайте снова. Социальные сети еще не вышли из младенческого периода. И мы сталкиваемся со всеми проявлениями этой незрелости: шероховатости в интерфейсе, сложность освоения, а также высокая цена человеческой ошибки, особенно когда дело доходит до вопросов безопасности. Поверьте мне, я знаю о дорогостоящих ошибках очень много, кое-что — с самого детства. Мой папа рассказал мне одну из самых ярких историй по этому поводу.

 

Брешь

В 1980 году, за несколько дней до того, как жениться на моей маме, папа устроил мальчишник. Он позвал много друзей и знакомых в свой дом где-то в русской деревенской глубинке. Точнее говоря, это была советская деревенская глубинка, поэтому вариантов отпраздновать в ресторане не было просто из-за отсутствия ресторанов. Вечеринка была шумной, а ее последствия обнаружились наутро, когда папа увидел, что примерно половина его бесценной коллекции музыки на магнитофонных бобинах попросту исчезла.

reel2reel-1

Какая вопиющая брешь в системе безопасности!

reel2reel-2

Знакомьтесь, катушечный (бобинный) магнитофон. Размеры и вес — как у средних размеров чемодана.

Для тех, кто уже позабыл советское время или вовсе с ним не знаком, позвольте сообщить, что коллекция примерно из шестисот альбомов стоила целое состояние. Ее попросту невозможно было восстановить. В дополнение к денежным расходам (а за среднюю советскую зарплату в месяц можно было купить всего 15 чистых бобин, без записи) поиск музыки требовал огромных затрат времени и усилий.

Нужно было везти свой магнитофон весом 25 кг в крупный город, найти особых людей, тайно торгующих зарубежными записями, ввезенными в страну удачливыми моряками, которым можно было за железный занавес. Слушать иностранную музыку не запрещалось, но и не поощрялось, найти многие популярные группы в открытой продаже было невозможно. Поэтому надо было договариваться с контрабандистами, находить таких людей и завоевывать их доверие. Потом — копировать имеющиеся у них записи, затратив на это пару дней времени. Тащить бесценные катушки и сам магнитофон обратно домой. Только после этого можно было начинать слушать любимых Deep Purple, ZZ Top или Queen.

Эволюция

Невзирая на инцидент, свадьба прошла по плану, и через некоторое время родился я. Неудивительно, что я тоже очень люблю музыку. Мне ее коллекционирование, конечно, давалось уже проще, чем отцу. Но поначалу все же оставалось технологически сложным. Все началось с кассет, потом пришли CD и цифровые файлы MP3.

reel2reel-3

Затем технология стала совершенствоваться стремительно, упрощая уже не хранение, а получение музыки. iTunes, Google Play Music, Spotify и «Яндекс.Музыка», хранилище HDTracks для аудиофилов и Bandcamp для новых малоизвестных групп — благодаря всему этому сегодня меломан может найти новую музыку за считаные секунды. Возить в город тяжеленный магнитофон больше не надо.

Здесь от музыки перейдем наконец к социальным сетям. В чем связь? Любая новая технология сложна, когда она впервые появляется. Простота и удобство появляются позднее, по мере распространения и улучшения технологии. Поэтому Facebook, старый способ коллекционирования музыки и технологии имеют нечто общее.

  • Поход в магазин звукозаписи, обмен записями и длинные письма в музыкальные магазины были ближайшим аналогом похода на Facebook в 1970-е. Это все было, знаете ли, про общение.
  • Технологии многое изменили в музыкальной индустрии, и спустя каких-нибудь 100 лет после фонографов слушать музыку стало настолько удобно, что думать о технологиях уже не приходится. Вы просто пользуетесь ими.
  • Цель внедрения этих технологий была проста — достичь лучшего качества звука, сделать процесс покупки и прослушивания музыки проще (и заработать!). О безопасности здесь, заметьте, ни слова, поэтому инциденты вроде вышеописанного мальчишника случались, увы, у многих меломанов.

Возвращаясь к социальным сетям, отмечу, что провести параллель легко. Интернет-индустрия разрабатывает Twitter или Foursquare, чтобы помочь людям общаться онлайн (на разные темы) и делать это наиболее удобным образом, параллельно зарабатывая деньги для разработчиков. Технологии здесь используются сложнейшие, но та их сторона, которая обращена «лицом к пользователю», постепенно становится проще и удобнее: Livejournal, Myspace были сложноваты и порой запутанны, поэтому Facebook, например, уже лучше приспособлен к быстрому и удобному постингу фоток котят и другого важного контента. Но и Facebook неидеален — приходится задумываться над вещами вроде «Хочу ли я показывать свой домашний адрес всем, только друзьям, друзьям друзей или одной маме?». Так что даже Facebook еще не вышел из технологического младенчества.

И, как и музыкальная экосистема, все связанное с соцсетями не создавалось с мыслью о безопасности. Поначалу этому вообще не уделялось внимания! Но при этом ценность данных в соцсетях и онлайн-сервисах в целом исключительно высока. Мой аккаунт iTunes или Facebook весьма важная цифровая форма меня. Потерять один из этих аккаунтов — современный эквивалент «инцидента на мальчишнике», только последствия будут более многообразными и неприятными. От одной мысли, что кто-то будет читать мою базу почтовой переписки за десять лет или очистит статистику в Last.fm, мурашки бегут по коже.

Это одна только почта, никаких фото и видео.

Это одна только почта, никаких фото и видео.

Впрочем, целиком перекладывать ответственность на технологические компании неверно. Да, в папиных бобинах не было систем защиты от кражи, но вряд ли правильно винить в краже записей из дома звукозаписывающую компанию или производителя магнитофона. Примерно то же самое касается соцсетей и онлайновой информации. Скажем, шансов, что ваш профиль в FB будет «угнан» прямым взломом серверов Facebook, очень немного. Я щедро дам на это 10%, но на самом деле шансов гораздо меньше. 80% — шанс, что кража произойдет в недрах вашего компьютера или смартфона, а 10% — что где-то по пути от компьютера к FB. Это распределение намекает нам, на чем надо сосредоточить свои усилия по защите. Чтобы хранить в безопасности музыкальную коллекцию, стоит установить замки на шкафчики с катушками или пластинками, подумать о сигнализации. А также, что крайне важно, как следует подумать, кого приглашать домой. В цифровом мире эквивалентом этих мер будет установка эффективной защиты компьютера, что-нибудь класса Internet Security, которая позаботится о том, чтобы отвадить большинство угроз.

Напоследок сделаю еще одно замечание. Моя коллекция музыки (некоторым ее частям уже исполнилось 60 лет) находится в прекрасном состоянии. Остаток отцовских бобин тоже все еще живет и здравствует. Кассеты звучат так же ужасно, как в начале девяностых, и единственное, чего я лишился за последние 20 лет, — это почта, фото и другие документы конца девяностых. Они не были уничтожены вирусом или украдены хакерами. Просто я выучил слово «backup» позже, чем аббревиатуру MP3. И это тема уже следующего поста в блог.

451 Research о «Лаборатории Касперского»: реакция — ключевой фактор

Компания 451 Research недавно опубликовала исследование, посвященное «Лаборатории Касперского». Оно чрезвычайно лестное, поэтому мы горды тем, что причастны. 451 выделила несколько отличительных черт, которые свойственны «Лаборатории Касперского». Например, несмотря на размеры

Советы